Статьи для стартапов, руководителей и предпринимателей

Точка безубыточности. Простой индикатор убыточности бизнеса

Как понять, как близко бизнес к убыткам?
Насколько компания финансово прочная?
В этой статье рассмотрим простой инструмент оценки убыточности бизнеса в реальный момент времени.

Для этого рассчитаем 2 показателя:

1. Количество продаж, про котором перекрываются все расходы бизнеса. Т.е. если реальные продажи меньше этого объема, компания находится в убытках.

2. Касса (выручка) какая должна быть за период, чтоб перекрывать все затраты компании.Соответственно, если реальна касса (все поступлении в кассу и на расчетный счет компании) меньше этого объема, компания песет убытки на данный момент.

Что значит "компания несет убытки?"
Давайте для начала рассмотрим, что значит "компания несет убытки?"

Это означает, что для продолжения существования компании собственник бизнеса отдает свои личные денежные средства, не связанные с деятельностью компании.

На пример, компания в этом месяце ничего не заработала, а заработную плату сотрудникам заплатить нужно, как и сумму за аренду офиса.


Пример расчетов по Швейной компании
Рассмотрим пример. Вы собственник бизнеса, у Вас маленькая швейная компания.
Вы шьете только один вид продукции - спортивные костюмы.
И хотите понимать не находится ли Ваша компания в убытках, т.к. хотите расширять деятельность.
Исходные данные по швейной компании
Ежемесячные постоянные расходы за месяц:

  1. Аренда - 15000 грн.
  2. Расхода на оплату труда 6 сотрудников - 30000 грн.
  3. Прочие расходы (коммунальные, налоги, канцтовары) - 5000 грн.
____________________________________________________________

Итого постоянные расходы за месяц = 50000 грн.

Переменные расходы - это сырье (ткань, нитки) = 150 грн. на один костюм.

Вы продаете 300 костюмов в месяц своему постоянному покупателю.

Цена продажи одного костюма 350 грн.
Расчет финансовых показателей
Теперь расчеты:

1. Сколько костюмов нужно продать, чтоб покрыть все расходы компании?

Формула простая....

Количество продаж костюмов для покрытия расходов за месяц=

Постоянные расходы за месяц/(цена единицы - переменные затраты на единицу)=

=50 000 грн./ (350 грн. - 150 грн.)=50 000 грн./200 грн.= 250 костюмов

Заключение: Вам в месяц нужно продавать не меньше 250 костюмов, чтоб покрывать расходы компании. Т.к. Вы продаете ежемесячно 300 костюмов, то все в порядке. Ваша компания приносит Вам дополнительные денежные средства.


2. На какую сумму ежемесячно нужно продавать товаров, чтоб покрывать расходы компании?

Сумма продаж для покрытия расходов за месяц = количество из пункта 1 * цена единицы = 250 единиц * 350 грн.= 87 500 грн.

Заключение: сумма денежных средств, которые поступают Вам на счет или в кассу не должны быть меньше 87 500 грн. в месяц для покрытия расходов компании.

Используя данную логику, эти простые расчеты можно сделать для любого бизнеса.
Дистанционное обучение: Расчет ключевых финансовых показателей с нуля
Об авторе
Екатерина Московенко
Финансовый консультант & бизнес тренер
Автор проекта Бизнес- школа 5 IDEA; автор курсов по построению бизнес-плана, старту предпринимательской деятельности, составлению личного финансового плана; сертификаты международного уровня: АССА Дип; САР; ACCA advanced Diploma in accounting and business, практический опыт - более 8 лет.