Интервью с Яной Псарёвой – основателем украинской марки нижнего белья LACE UP
О проекте
Бренд: LACE UP
Год основания: 2014 год.
Направление: Украинская марка нижнего белья ручной работы, а также одежды для дома и сна.
Собственники: Яна Псарёва, Сергей Псарёв
Развитие рынка пошива одежды в Украине
—А как вы считаете, почему закрылась часть шоурумов украинских дизайнеров?
-Очень изменился рынок. В 2014 году, прежде всего, весьма значительно вырос доллар. И то, что мы раньше привыкли заказывать в Америке или Италии, очень выросло в цене. Даже вещи с АлиЭкспесс в 2014 году, когда доллар вырос до 28, неожиданно стали очень дорогими. Понятно, что люди не были готовы покупать в долларах. И тут параллельно вдруг получило развитие своё украинское производство. Причем, во всем: обувь, сумки, керамика, мебель, ковры, одежда. Начало развиваться всё! Это объяснялось и тем, что у людей появился высокий интерес ко всему этому, и тем, что цены были вполне адекватные. И та первая волна брендов очень старалась: цены были адекватные, и при этом — качество хорошее.
Сейчас рынок развивается, и просматривается два уровня.
Во-первых, это бренды, которые предназначены для массового производства, но при этом их качество немного хромает. Это производства, которых очень много в Харькове, Одессе. Там страдает и качество материала, и качество исполнения. Это в основном вещи, которые идут на какие-то масс маркет магазины, на рынки.
Либо же – это категория брендов, претендующая на продажи в ЦУМ. То есть, это высокая цена и высокое качество исполнения, дорогие материалы.
Бренды, которые остаются на среднем уровне цен, держат и марку, держат и качество — их осталось немного.
Например, можно выделить из украинских брендов Must have или бренд Качаровская. У них уровень французской, итальянской обуви, и цена не больше 100 дол. за пару. При этом нужно понимать, почему сложно украинским брендам. Потому что у нас, в Украине, практически ничего из сырья не производится. Например, для производства белья нет ни единого украинского компонента: ни нитки, ни кружева, ни бретельки, отсутствует металлическая фурнитура, корсетные косточки, нет даже элементарного хлопка. У нас хлопок, как минимум, белорусский. В Украине его нет.
В основном у нас все материалы — это Франция, Италия, Испания, Германия, Прибалтика.
Потому что у нас в стране остался тот же подход к производству, как и тогда, когда Украина оставалась в ССР. В Украине было развито именно производства по пошиву белья, было много фабрик. Однако сырье в Украине не производилось. Самая большая мировая фабрика по производству сырья для белья находится в Прибалтике. Это фабрика Lauma. Соответственно, для нас теперь это цены в евро. И это актуально для наших закупок и на сегодняшний день. Причем, я сейчас не только про белье говорю. Это касается всех, кто делает обувь, кто шьёт одежду. Тем, кто создает платья, полегче. Они, к примеру, могут слетать и закупить подешевле корейскую или турецкую ткань. Но это все покупки либо в долларах, либо в евро, что соответственно привязывает всех украинских производителей к их курсу.
Варианты запуска бизнеса по пошиву одежды и белья
-А сейчас, чтобы открыть пошив белья, какие первоначальные инвестиции нужны: на цех, создание сайта, оборудование, оплату персоналу?
-На сегодняшний день мир несколько изменился. Из-за кризиса, в том числе. Сейчас можно вообще ничего не открывать. Появилось множество производств, которые шьют «под ключ». Но это, конечно же, обойдется дороже, и выше себестоимость, зато — гораздо меньше проблем, гораздо меньше геморроя. Или, скажем, крупные фабрики. Например, фабрика в Червонограде — одна из крупнейших у нас в Украине, с выработкой 5000 единиц в день. Раньше ими допускались оптовые заказы от 1000 единиц, сейчас — заказы от 100 единиц. Разница большая.
-То есть им можно дать лекала и материалы, и они пошьют?
-Лекала они делают сами. Им можно просто принести материал, сказать, что вы хотите, обсудить это все с технологом, и они все пошьют. И таких производств немало. Но тут стоит понимать, что работа с чужим производством — это очень всегда большой риск. Если вы пообщаетесь, с разными брендами, которые проходили, в том числе, то узнаете, сколько километров ткани было выброшено, сколько возникало других проблем. Потому что, на чужом производстве вам не удастся проследить за всеми этапами и моментами. Это невероятное везение — найти такое производство, с которым у вас все получится с первого раза. Но, скорей всего, будет много выброшенных на ветер денег.
Тому есть у нас немало примеров. Тогда был переходный момент, и мы ещё не пришли к тому, чтобы открыть свою мастерскую. Ведь свой цех — это тоже большие затраты: на зарплаты, и это совсем другие налоги. Ты уже не только за себя платишь налоги, а и за всех своих сотрудников. Это и коммунальные, отопление для коммерческих производств — это совсем другие ставки на отопление. А также — расходники. К примеру, закончились нитки, и тебе не катушку нужно купить, а на 5000 грн. каких-то ниток. Если машинка сломалась, ее нужно поменять. Машинка стоит 300-500 евро, в зависимости, какая это машинка. Соответственно, своё производство — это постоянно какие-то вложения.
Во время переходного периода были случаи, когда мы не понимали, что выбрать. Опять же, если говорить о производствах в Киеве, то их тут прилично. Но, во- первых, здесь очереди. То есть, если хорошее производство с хорошим качеством, на него, скорее всего, очередь на полгода. Понятно, что нас это не устраивает, мы столько ждать были не готовы. Во-вторых, это невыполнение заказов. То есть, тебе присылают на согласование один пример отработанный, ты с ним соглашаешься, тебе все нравится. Когда тебе отсылают партию — это совсем другой уровень качества, который просто можно обнять и плакать. И, в-третьих, это когда просто диалог не складывается. Например, мы отправляли ткань в Житомир, через две недели нам прислали ткань назад. И, слава Богу, что она была не порезана.
-Так вы рекомендуете использовать для старта готовое производство или нет?
-Это зависит от бюджета, силы воли, необходимой для поисков. Потому что производств довольно-таки много, у каждого свои условия. Вот сейчас многие стараются демпинговать. Нам постоянно приходят запросы из Европы, что мы у вас готовы заказывать по 1000 изделий в месяц, но цена пошива одного изделия не больше одного евро. Ну, ребята, извините, ну какое одно евро за изделие?! То есть, швея будет сидеть шить целый день ваше сложное изделие из 50 шагов, и вы ей заплатите 30 грн? Даже в Бангладеше платят больше. Это все опыт. У кого-то сразу получается. У кого-то годами опыт нарабатывается. Мы очень дорожим той командой, которую собрали. Потому что, пошив платья или постельного белья, чем многие сейчас занимаются — это одно, а белье совсем другое.
—Если говорить об открытии своего дела по пошиву белья, то как лучше начать?
-Есть три варианта:
- Обратиться к швеям надомницам;
- Обратиться на мелкое производство;
- Открыть своё производство.
Есть еще один момент, о котором я не упомянула. Если вы обращаетесь к швеям надомницам или на чужое производство, то ваши идеи могут украсть. Например, мне известен случай с брендом Марсала, который шьет обалденные туфли и обувь. Они делают заказ на каком-то производстве, у них своего нет. С ними был очень такой громкий случай: Харьковская фабрика полностью украла их идею.
-То есть, все-таки нужно стремиться к собственному производству, правильно?
-Собственное производство — это конечно дороже вариант и рискованнее, в плане того, что ты отвечаешь за всю свою команду.
То есть, наступил карантин, заказы резко закончились, а тебе нужно зарплаты платить, налоги платить, аренду платить, коммунальные платить.
А если говорить о чужом производстве, то ты размещаешь заказ и всё. И выжидаешь, и распродаёшь свои остатки, пока не закончится карантин. Поэтому здесь есть смысл все просчитывать. Да и многое зависит от уровня амбиций, уровня вложений, от задач.
Опять же, если мы говорим о производстве, допустим, платьев, то они шьются в основном на двух видах машинок — это прямострочка и это оверлок, если требуется. То есть, это всего лишь две машинки. Можно посадить в комнату на 20 квадратов две швеи, и они прекрасно будут шить. Если говорить о белье, то в белье используют как минимум пять строчек, это раз. А второй момент, швею, которая будет классно шить белье и купальники очень сложно найти. В Киеве сложно найти, потому что швеи такого уровня претендуют на очень высокую зарплату, соответственно, это сказывается на себестоимости. В маленьком городе найти ещё сложнее. Вот мы, когда искали, не знали, что в Славянске очень много швейных производств. Но там шьют спецодежду, обувь. Не очень высокого качества изделия, где просто идёт массовка. И к нам приходили разные швеи, а у них ничего не получалось. Можно было услышать: Я шила пальто, я ваше кружево в руках даже не чувствую. Швеи, которые у нас сейчас работают — это люди, которым нравится то, что они делают, которым нравятся изделия, которые выходят из-под из рук, из-под их машинки. Им не все равно.
У нас есть швеи, которые, когда пришли, шили аккуратно, но у них за день получалось еле-еле одно изделие. И, соответственно, так медленно шить (швеи получают не ставку, а от выработки), им не выгодно. А если они быстро шьют, то у них не получается красивое изделие. Но они у нас такие упорные были! Вот каждый день у них получалось мало, и зарплата за месяц соответственно была маленькая. Но нет, они упрямо сидели и набивали руку. У них всё получилось!
И вот из моего опыта — это не те швеи, которые хвастают, что закончили университет, технический колледж и т.д. Такие в основном сливались на третий день. А это люди, как оказывается, которые во время дефицита на всех работах переработали и приобрели опыт, или же сохранили стремление учиться, либо самоучки просто. Сами по себе очень аккуратные, очень компетентные люди.
Об авторе