Формирование рынка обжарки кофе в Украине

Интервью с Алексеем Лозиным –
основателем ростерии Фабрика Кофе
О проекте
Год основания: 2010 год.

Направление: сеть кофеен в Черкассах и Черкасской области. Приготовление классических и альтернативные напитков на зернах собственной обжарки. Продажа кофе в зернах собственной обжарки.

Собственник: Лозин Алексей

Формирование рынка обжарки кофе в Украине. Первоначальные вложения

- С 2014 года вы производите самостоятельно обжарку кофе. Это дает возможность вам выделиться на рынке и предоставить клиентам наиболее разнообразные вкусы кофе и высокое качество.

Какие вложения были в запуск направления обжарки кофе?

- В 2014 году это направление в Украине только формировалось, мало кто знал как жарить, нигде это нельзя было изучить.

И был только один поставщик ростеров в Украине. Ростер на 5 кг. стоил около 20000 долларов, у нас таких денег на тот момент не было, не заработали.
А в 2014 году появился украинский производитель ростеров. Эта фирма занималась пищевым оборудованием для обжарки семечек. И в однажды она задалась вопросом: почему мы не делаем ростеры. Это же почти тоже самое. Семечки. Орешки. И вот они создали ростер, который стоил тогда около 10000 долларов. Это как раз все, что у нас было. Мы купили этот ростер.

Таким образом, снизился порог входа на рынок обжарки кофе с появлением украинского производителя ростеров. Мы купили этот ростер, начали жарить, пробовать, разбираться с обжаркой кофе. Через полтора года мы купили уже турецкий ростер большей загрузки.

- Но украинский ростер уже окупился за это время?

- Да-да.

Необходимые помещения для своей ростерии. Стоимость закупки кофе

- Удалось ли благодаря тому, что собственная обжарка кофе снизить себестоимость чашки кофе, увеличить клиентуру и повысить прибыль?

-Не совсем . Во – первых, то, что мы жарили прямо в кофейне это привлекало людей, и не требовало отдельных производственных затрат. Мы заявили о себе - мы в Черкассах начали жарить кофе.
На себестоимость продукции это сильно не повлияло, просто мы могли себе позволить покупать более дорогой кофе, более дорогое сырье, более качественное. То, что мы раньше покупали за 20 долларов, условно говоря, нам стало обходиться за 10 долларов. То есть за меньшие деньги мы могли предложить гостям более качественный кофе.

Сейчас у нас отдельное производство – 150 м2., и оно требует отдельного содержания, что очень сильно влияет на себестоимость.

Выбор поставщика зеленого кофе для ростерии в Украине. Доставка

- Как выбираете поставщиков сырого кофе?

- В 2014 году был всего один (известный нам) стабильный поставщик с постоянным наличием кофе. Мы тогда особо не понимали, какой должен быть зелёный кофе. Кофе и кофе, Зеленый и зеленый, ни ценообразования, ни критериев отбора качества. Это был уже отдельный этап: изучить рынок зеленого кофе.

Со временем увеличилось количество поставщиков. Появились поставщики, с которыми мы начали ездить в Центральную Америку. Там нас познакомили с фермерами. Мы более глубоко вникли в вопрос, поскольку, когда едешь, сразу все видишь, и покупаешь, то, что тебе понравилось. Это поднимает тебя на другой уровень по знанию кофе и восприятию его.

- Но это и другие сложности. Это и доставка?

- Нет, мы только выбираем, что нам нравиться, а доставками занимается поставщик.

- И в целом, что приносит больше прибыли кофейни или продажа кофе?

- Конечно у нас основной акцент на кофейню.

Структура сбыта в своей ростерии в Украине

- То есть, все же больше кофе покупаете для своих кофеен, чем для поставки кофе для других кофеен и посетителей кофеен?

- Я не "лезу" в очень глубокий опт. У меня нет цели заливать все Черкассы или всю Украину кофе. Я не лезу в дешевый сегмент.

Мы обжариваем только 100% Арабику. У нас есть Арабика класса speciality, но 80% продаж составляет кофе коммерческих и премиум сортов, это хороший кофе за" разумные" деньги.

То есть условно структура сбыта такая- 50% кофе используется на собственные кофейни, 25% - опт и 25% - продажа конечному потребителю.

То есть, я не завишу от одного канала сбыта. Когда на локдауне мы закрылись и все кофейни-партнёры закрылись, у нас осталась только продажа кофе через инстаграм. Если, например ,одну свою кофейню закрываем на ремонт, продаем больше кофе нашим партнерам. Вот такая диверсификация Но конечно же больше всего мы любим продавать в своих кофейнях, здесь и постоянная обратная связь с гостями, и вознаграждение больше.
Об авторе
Екатерина Московенко
Финансовый консультант & бизнес тренер
Автор проекта Бизнес- школа 5 IDEA; финансовый консультант, автор курсов по построению бизнес-плана, старту предпринимательской деятельности, запуску проекта; сертификаты международного уровня: АССА Дип; САР; ACCA advanced Diploma in accounting and business, практический опыт - более 10 лет.