- Все-таки покупаете, не арендуете?
- Ну конечно, этот вопрос сразу снялся. Если хочешь чем-то серьезно заниматься, оборудование должно быть твое, должно быть хорошее оборудование.
У меня есть и свои кофейни и бизнес B2B – клиенты- партнеры. И вот часто обращаются люди: мы хотим открыть кофейню, мы хотим попробовать. Дайте нам кофе машину, мы попробуем, и потом, если все хорошо пойдет, мы купим себе. Это их построенная цель. Мы попробуем! Вот они пробуют. На этом - и все- пробуют и закрываются.
- У меня есть пример печального опыта, где это оборудование купили, потом не пошло и это оборудование было очень сложно продать.
- Где-то не дотянули, возможно. Если взялся - у тебя уже обратной дороги нет. Потратив последние деньги на кофе машину, ты будешь уже делать все – землю рыть. А так ты просто зафиксировал какие-то убытки, аренду и все.
Все, кто серьезно занимаются, всех кого я знаю, работают на своем оборудовании.
- Какие все же первоначальные вложения в кофейню, если учитывать, что кофе машина стоит около 5000 евро, прочее оборудование.
- Нужно учитывать место, где вы планируете открываться. Раньше можно было грубо говоря, с поддонов сколотить мебель, взять в аренду кофемашину и стартануть.
Сейчас немного по- другому. Опять же, если вы возле авторынка открываетесь -из поддонов что-то может и пойдет, если же вы открываетесь в центре, вам нужно создать уют, атмосферу и немного потратиться по первоначальным вложениям. Опять же, на сколько у вас фантазии хватает. Возможно, вы можете что-то своими руками сделать.
- Что в среднем, учитывая мебель, кофемашину, оборудование?
- Сейчас в среднем, чтобы открыть классную кофейню, имеет значение уровень оборудования, профессионализм бариста, и атмосфера . Ориентировочно: 500-1000 долларов за метр квадратный. В зависимости от уровня ремонта , оборудования, мебели, стоимость инвестиций будет варьироваться.
- Это подходит и для маленькой кофейни на 15 метров квадратных?
- Да. Приблизительно. Плюс минус.
- За какой период первоначальные вложения примерно окупаются?
- По опыту: от одного года до трех лет.
- А ходит миф, что кофейни окупаются за полгода.
- Возможно, я делюсь сугубо своим опытом. Некоторые люди, Когда узнают, что на чашке кофе 500% наценка, сразу бросают свои дела (торговать окнами и остальным), и бегут открывать кофейню. В действительности же - очень большая затратная часть на оплату труда, на аренду, амортизацию, реинвестиции. И от 500% остается 20-30%
- Что помогло успешно запустить первую кофейню в Смеле?
- Кофейня, это громко сказано, это был отдел в супермаркете 1,5*1,2м (как сейчас помню). Но для того времени вполне прилично. В 2010 году – началось более активное формирования рынка кофе, и люди только начинали переходить с «нескафе» и пробовать пить как тогда называлось- зерновой кофе. Конечно же, дело случая. Одним из первых, скажем, вошел в этот поезд. Но я очень старался во всё вникнуть и сделать по максимуму хорошо, на сколько можно было на тот момент.
- Как сейчас выбираете место? В Киеве, например, часто сложно угадать с местом. Рядом много конкурентов, неудачная точка. Вот не идет.
- С местом? Понятно, что должна быть проходимость. «Чуйка» понятное дело тоже должна быть)). Составить просто чек-лист мало. Должна быть не просто проходимость, нужно оценить кто в этой проходимости. Это бабушки, студенты?
Сейчас я выбираю, чтоб это было стационарное место (не ларек), чтобы была проходимость, и ищу какое-то интересное место, возможно, для задумки нового формата. Скажем, кофейня с винным баром.
- Что важно сделать при запуске кофейни? Какие шаги? Мы уже разобрали, что необходимы первоначальные вложения и прочувствовать место. На что еще обратить внимание? Оформление интерьера?
- Нет какого-то конкретного чек-листа. Есть свое видение для конкретного места. Можно взять идею и искать место для идеи, а можно найти место и искать идею, которую можно реализовать в этом месте.